Статья 5: Законодательный процессДля изменения Законодательства Круга необходимо использовать "Законодательный Процесс", описанный в этой статье.
5.1 Участники законодательного процессаВ каждом Круге есть группа Членов Круга, которые могут представлять свои Роли в Законодательном Процессе.
Члены Круга — это Партнёры, выполняющие Роль Лидера Круга, а также Партнёры, являющиеся Исполнителями Ролей в Круге. Если у Роли есть несколько Исполнителей, Круг может принять Политику, ограничивающую количество представителей этой Роли в качестве Членов Круга в Законодательном Процессе.
5.1.1 Представители КруговКак Член Круга, вы можете в любой момент запросить выборы, чтобы избрать или сменить кого-то в Роли "Представителя Круга", чтобы помогать представлять этот Круг в более широком Круге, содержащем его. Выбранный Представитель Круга выполняет свою Роль "Представителя Круга", с миссией: "Напряжения, которые нуждаются в обработке в более широком Круге, передаются наружу и решаются" и следующими Обязательствами:
- А) Стремиться понимать Напряжения, обозначенные Исполнителями Ролей в Круге
- Б) Выявлять Напряжения, нуждающиеся в обработке в рамках более широкого Круга, содержащего текущий Круг
- В) Обрабатывать Напряжения в рамках более широкого Круга, чтобы убирать препятствия в работе Круга
Для выбора Представителя Круга Круг обязан использовать Интегративный Процесс Выборов, определённый в этой Конституции, если Политикой не введён альтернативный процесс. Только Члены Круга могут избираться на Роль Представителя Круга. Лидеры Роли Лидера Круга не могут одновременно быть Представителями Круга. В любой момент времени Представителем Круга может быть только один человек, кроме случаев, когда Политика Круга, содержащего этот Круг, это разрешает.
Выбранный Представитель Круга становится Членом любого Круга, содержащего этот Круга, получая возможность представлять этот Круг как Лидер Круга. Объемлющий Круг может посредством Политики ограничить или исключить возможность таких Представителей Круга становиться Членами Круга, но только если у его Ролей есть другой механизм представления своих интересов в этом Круге.
Круг может добавлять Обязательства и Домены к Роли Представителя Круга, а также менять и убирать эти добавления. Никакой Круг не может изменить или убрать Миссию или Обязательства Роли Представителя Круга, данные этой Конституцией.
5.1.2 Фасилитатор и секретарьФасилитатор Круга несет ответственность за проведение Законодательного Процесса Круга. Секретарь Круга отвечает за фиксацию и публикацию результатов Законодательного Процесса и владеет Доменом "Все законодательные записи Круга".
Как Член Круга, вы можете в любой момент запросить выборы, чтобы избрать или сменить кого-то в Роли Фасилитатора Круга или Секретаря Круга. Для выборов Секретаря или Фасилитатора, Круг обязан применять Интегративный Процесс Выборов, описанный здесь. Никакая Роль или Политика не могут назначать или снимать людей с этих Ролей любым другим способом, или менять процесс выборов. Обычно, единственные кандидаты, которые могут участвовать в таких выборах — это Члены Круга. Однако, Политика Круга или его Супер-Круга может расширять или ограничивать группу потенциальных кандидатов.
5.2 Границы ЗаконодательстваВ рамках Законодательного Процесса Члены Круга могут:
- А) создавать, изменять или удалять Роли Круга; и
- Б) создавать, изменять или удалять Политики Круга; и
- В) перемещать Роли Круга внутрь Под-Кругов или далее в их Под-Круги на любой уровень вложенности, но только если это соответствует Миссии или Обязательствам этих Под-Кругов; и
- Г) перемещать Роли или Политики изнутри Под-Кругов или их Под-Кругов с любого уровня вложенности в сам этот Круг, но только если эти Роли или Политики более не соответствуют Миссии и Обязательствам этих Под-Кругов; и
- Д) проводить выборы для любой из выборных Ролей Круга.
Никакие другие решения не могут быть результатом Законодательного Процесса Круга.
5.2.1 Границы ПолитикПолитика может действовать только так, как указано ниже:
- А) ограничивать полномочия одной или более Ролей в Круге;
- Б) передавать полномочия Круга или Лидера Круга одной или нескольким Ролям;
- В) передавать людям или Ролям полномочия контролировать или влиять на Домены Круга, или ограничивать как они могут это делать, если у них ранее уже были такие полномочия;
- Г) менять правила или процессы этой Конституции, если такие изменения разрешены явным образом.
Политика, которая даёт или ограничивает полномочия, так же действует и во всех Под-Кругах на всех уровнях вложенности, если не указано обратное. Политика, которая меняет правила или процессы этой Конституции, действует только непосредственно в Круге, в котором создана, или, если об этом сказано явным образом, то и во всех Под-Кругах на всех уровнях вложенности. В этом случае Под-Круг может заменить такую Политику своей собственной, если только это не запрещается явным образом исходной Политикой.
5.3 Законодательный ПроцессЛюбой Член Круга, может инициировать Законодательный Процесс, предложив изменение Законодательства. Чтобы это сделать, "Предлагающий" должен сначала опубликовать "Предложение" другим Членам Круга в письменной форме, используя канал коммуникации, одобренный Секретарём. Другие Члены Круга могут задавать уточняющие вопросы, делиться реакциями и сомнениями относительно Предложения. Любое сомнение является "Возражением", если соответствует перечисленным тут критериям, а человек, озвучивший это сомнение — "Возражающим".
Когда каждый Член Круга подтвердил, что у него нет Возражений на Предложение, оно вступает в силу и меняет Законодательство Круга. Если появились возражения, Предлагающий и каждый Возражающий должны найти способ снять Возражения, прежде чем предложение вступит в силу. После каждой такой попытки, все Члены Круга должны получить ещё одну возможность внести Возражения. Круг может принять Политику, определяющую ограничения по времени на внесение Возражений, после которого предполагается, что у тех кто не ответил, нет Возражений. В любой момент, пока Круг обрабатывает Предложение в асинхронном режиме, любой Член Круга может попросить Предлагающего перенести Предложение на Законодательную встречу для его обработки в реальном времени. Если в Политике не указано иное, асинхронная обработка прекращается, и предложение считается отозванным до тех пор, пока оно не будет повторно предложено на Законодательной встрече.
Внося Предложение или Возражение, Член Круга может действовать только в интересах Ролей в Круге, которые он или исполняет в качестве Лидера Роли, или представляет в качестве Представителя Круга. Член Круга так же может представлять Роль, от Исполнителя которой получил разрешение её представлять, до тех пор, пока не истечёт срок действия такого разрешения, или оно не будет отозвано.
5.3.1 Критерии действительности предложенийЧтобы Предложение считалось действительным, Предлагающий должен быть в состоянии выполнить всё из перечисленного:
- А) описать Напряжение, которое решится данным Предложением для одной из Ролей Предлагающего; и
- Б) дать пример реальной ситуации из недавнего прошлого или настоящего, демонстрирующий это Напряжение; и
- В) дать разумное объяснение, как Предложение поможет уменьшить в этом примере Напряжение.
Если в какой-то момент Фасилитатору становится ясно, что любой из этих критериев не выполнен, Фасилитатор должен снять Предложение.
5.3.2 Критерии действительности ВозраженийСомнение относительно принятия Предложения считается Возражением только в том случае, если Возражающий может привести разумные аргументы, объясняющие, почему его возражение соответствует всем перечисленным ниже критериям:
- А) Предложение ограничит возможности Круга для выполнения своей Миссии или Обязательств.
- Б) Предложение ограничило бы возможности Возражающего для выполнения Миссии и Обязательств Роли, которую Возражающий представляет в Круге, даже если бы Возражающий не выполнял никаких других Ролей в Организации.
- В) Обозначенная проблема не существует сейчас, до введения Предложения. То есть, с введением Предложения возникнет новое напряжение.
- Г) Предложение неизбежно нанесёт вред, или, в случае, если это произойдёт, у Круга не будет адекватной возможности адаптироваться, прежде чем будет нанесён существенный вред.
Однако, вне зависимости от выполнения этих критериев, сомнение всегда считается Возражением, если его принятие нарушит правила этой Конституции.
5.3.3 Тестирование потенциальных ВозраженийФасилитатор может проверять, является ли сомнение Возражением, спрашивая Возражающего, соответствует ли сомнение указанным критериям, и как именно. Оценивая ответы, Фасилитатор может судить только о том, представил ли Возражающий аргументы на каждый критерий. Фасилитатор не может судить о правильности аргументов или их важности.
Когда Возражающий заявляет, что Предложение нарушит Конституцию, Фасилитатор может попросить Секретаря интерпретировать, так ли это. Если Секретарь сочтёт, что это не так, Фасилитатор может снять это Возражение.
5.3.4 Правила интеграцииВ процессе работы по снятию Возражения, действуют следующие правила:
- А) Фасилитатор обязан по запросу любого Члена Круга проверить Возражение на действительность. Если оказывается, что оно не удовлетворяет нужным критериям, Фасилитатор обязан снять его.
- Б) Возражающий обязан пытаться найти изменение к Предложению, которое снимает его Возражение, и по прежнему снимает изначальное Напряжение Предлагающего. Если Фасилитатор считает, что Возражающий не прикладывает искренних усилий это сделать, Фасилитатор должен объявить Возражение отвергнутым и снять его.
- В) Любой Член Круга может задавать Предлагающему уточняющие вопросы о Напряжении, стоящем за Предложением, или о примерах ситуаций, которые привёл Предлагающий для иллюстрации Напряжения. Если Фасилитатор считает, что Предлагающий не отвечает добросовестно, Фасилитатор обязан снять Предложение.
- Г) Возражающий может предлагать изменения к Предложению, и приводить разумные аргументы, почему оно должно снять изначальное Напряжение. Затем, по запросу Возражающего, Предлагающий должен представить разумные аргументы, почему изменённое Предложение не снимет изначальное Напряжение, хотя бы в одном примере, которыми Предлагающий иллюстрирует своё Напряжение. Если необходимо, Предлагающий может добавлять примеры ситуаций, показывающих, почему измененное Предложение не снимет Напряжение. Если Фасилитатор считает, что Предлагающий не может или не хочет этого делать, он обязан снять Предложение.
5.3.5 Интегративный процесс выборовЛюбой Член Круга может инициировать Законодательный Процесс Круга объявив выборы Представителя Круга, Фасилитатора или Секретаря. Действующий Фасилитатор должен провести "Интегративный Процесс Выборов", как описано ниже:
- А) Описание Роли: Сначала, Фасилитатор проясняет, о какой Роли идёт речь, и устанавливает срок, на который происходит избрание. Фасилитатор может также предоставить другую информацию, релевантную для этих выборов. Во время этого и следующего шага, никто не может комментировать любых потенциальных кандидатов.
- Б) Номинации кандидатов: Каждый Член Круга использует бюллетень или любой другой носитель, чтобы назвать своего кандидата, которые по мнению Члена Круга наилучшим образом подойдёт на эту Роль. Члены Круга должны подписать свой бюллетень своим именем, никто не может воздержаться или номинировать нескольких людей.
- В) Раскрытие номинаций: Во время этого шага, Фасилитатор озвучивает номинации всех Членов Круга. Для каждого номинированного, тот, кто его выдвинул, озвучивает, почему считает этого номинанта подходящим кандидатом на данную Роль, никто не может отвечать. При этом запрещается комментировать других потенциальных кандидатов, кроме того, кого номинировал.
- Г) Раунд изменения номинаций: Когда все номинации озвучена, каждый Член Круга может изменить свою номинацию и дать объяснение этому изменению. Отвечать запрещено.
- Д) Выдвижение предложения: Фасилитатор считает количество номинаций каждого кандидата, и выдвигает Предложение выбрать того, у кого их больше. Если счёт равный, Фасилитатор может применить любой из следующих вариантов: (i) Если только один из ведущих кандидатов предложил сам себя, можно предложить этого человека; или (ii) если человек, выполняющий эту Роль на данный момент — среди ведущих кандидатов, можно предложить этого человека; или (iii) случайным образом вслепую выбрать одного из ведущих кандидатов, и предложить этого человека; или (iv) вернуться на предыдущий шаг процесса и попросить каждого Члена Круга, кто номинировал не кого-то из ведущих кандидатов, поменять свою номинацию на кого-то из них.
- Е) Раунд Возражений: Фасилитатор спрашивает каждого Члена Круга, есть ли у них Возражения на данное Предложение. Если Возражения находятся, Фасилитатор может или дать возможность поговорить, чтобы снять Возражения, или снять Предложение. Если Предложение снимается, Фасилитатор должен вернуться на предыдущий шаг процесса, и игнорируя все номинации в пользу снятого Предложения, применить правила предыдущего шага для выбора нового кандидата.
Круг может принять Политику, определяющую ограничение по времени на номинации кандидатов или реакций на Предложение в Процессе Интегративных Выборов. Когда это время истекает, Фасилитатор должен исключить из оставшейся части процесса всех, кто не ответил.
Фасилитатор Круга несет ответственность за инициирование новых выборов для Выборных Ролей Круга после истечения каждого срока их полномочий.
5.3.6 Замещение Фасилитатора и СекретаряЗаместитель может выполнять Роли Фасилитатора или Секретаря, пока на них никто не назначен. Заместитель также может выполнять эти Роли, когда действующие Фасилитатор или Секретарь не доступны, или по любой другой причине попросили замещения.
Когда нужно замещение, заместитель назначается по одному из следующих вариантов, в порядке приоритета:
- А) человек, назначенный самим тем, кому нужно замещение; или
- Б) для Фасилитатора — действующий Секретарь Круга, и для Секретаря — действующий Фасилитатор Круга; или
- Г) Лидер Круга, или, если в Круге несколько Лидеров, то первый из них, кто объявит себя заместителем; или
- Д) первый Член Круга, объявивший себя заместителем.
5.4 Законодательные встречиВ дополнение к обработке Предложений, внесённых асинхронно, вне каких-либо встреч, каждый Круг проводит регулярные "Законодательные Встречи", чтобы обеспечить проведение Законодательного Процесса Круга в режиме реального времени.
Секретарь Круга отвечает за назначение Законодательных Встреч, а его Фасилитатор отвечает за проведение этих встреч в соответствии с описанными здесь правилами. В дополнение к назначенным регулярно Законодательным Встречам Круга, Секретарь может назначать специализированные Законодательные Встречи по запросу любого Члена Круга. Запрашивающий может указать своё намерение на такую специальную Законодательную Встречу и любые ограничения того, что на этой встрече можно менять. Это может включать описание конкретного Напряжения, или ограничивать такую встречу изменениями в конкретных указанных Ролях. В этом случае, полномочия этой специальной Законодательной Встречи будут ограничены только обработкой Предложений, соответствующих заявленному намерению и производящих изменения только в указанных рамках.
5.4.1 УчастиеВсе Члены Круга могут участвовать в его Законодательных Встречах. Действующие Фасилитатор и Секретарь также могут участвовать, если даже они не являются Членами Круга. В этом случае, на время встречи они считаются Членами Круга.
Как Представитель Круга, Вы можете пригласить любого Партнёра прийти на Законодательную Встречу любого Круга, непосредственно содержащего Ваш Круг. Вы можете пригласить не более одного Партнёра за раз, и только чтобы помочь в обработке конкретного Напряжения Круга, который Вы представляете. Вы должны также чувствовать это напряжение, и считать, что есть смысл его обрабатывать в этом Круге. Ваш приглашенный гость считается Членом Круга на время встречи, или пока приглашение не будет отозвано. Ваш гость может представлять Ваш Круг на встрече вместе с Вами, но только в процессе обработки указанного Напряжения.
Помимо указанных выше, никто другой не может участвовать в Законодательных Встречах Круга.
5.4.2 Уведомление и продолжительностьКруг может проводить Законодательные Встречи только если Секретарь заранее за разумное время уведомил о такой встрече всех Членов Круга. Кроме этого условия, для проведения Законодательной Встречи Круга не требуется какой-либо кворум, если только такой кворум не установлен Политикой.
Законодательные Встречи заканчиваются, как только истекает время встречи, запланированное Секретарём. Секретарь может продлить встречу, но только если ни один из Членов Круга не попросит этого не делать.
Считается, что любой Член Круга, который пропустил запланированную Законодательную Встречу или её часть, имел возможность высказать любые сомнения относительно любого Предложения, которое там рассматривалось. Таким образом, Круг может принимать Предложения на Законодательных Встречах без оглядки на отсутствующих участников.
5.4.3 Процесс встречиФасилитатор обязан использовать для Законодательных Встреч следующий процесс:
- А) Раунд входа: Каждый участник по очереди делится своим текущим состоянием, или озвучивает любые другие открывающие комментарии встрече. Отвечать запрещено.
- Б) Формирование Повестки и её обработка: Фасилитатор формирует повестку из Напряжений на обработку, затем по очереди обрабатывает каждый пункт.
- В) Закрывающий раунд: Каждый участник по очереди делится закрывающими соображениями о встрече. Отвечать запрещено.
В любой момент в процессе встречи участник может запросить остановку на "Тайм-Аут". Фасилитатор решает, удовлетворить такой запрос, или нет. Во время Тайм-Аута, участники могут обсуждать административные вопросы или правила Конституции. Они не могут использовать время Тайм-Аута для работы над разрешением Напряжения, Предложением или Возражением. Фасилитатор может прекратить Тайм-Аут в любой момент и продолжить нормальный процесс встречи.
Политика Круга может расширять этот процесс, но не может противоречить ни одному из правил или требований, определённых в этой Статье Конституции.
5.4.4 Формирование ПовесткиФасилитатор формирует повестку из Напряжений для обработки, собирая пункты повестки от всех участников. Фасилитатор должен делать это непосредственно на встрече, а не заранее. Каждый участник может добавлять столько пунктов повестки, сколько пожелает, давая для каждого краткое название, объяснение или обсуждение не разрешается. Участники также могут добавлять пункты повестки и позже, в процессе встречи, между обработкой существующих пунктов повестки.
Для регулярных Законодательных Встреч Фасилитатор может выбрать порядок, в котором будет обрабатывать пункты повестки. Однако, по запросу любого участника все пункты повестки, запрашивающие выборы, должны быть обработаны прежде других. На специальной Законодательной Встрече, назначенной по запросу участника, этот участник может определять последовательность обработки повестки.
Пункты повестки обрабатываются по одному за раз. Чтобы обработать запрос на выборы, Фасилитатор использует Интегративный Процесс Выборов. Чтобы обработать что либо другое, Фасилитатор использует Интегративный Процесс Принятия Решений, описанный ниже.
5.4.5 Интегративный Процесс Принятия РешенийФасилитатор должен следовать Интегративному Процессу Принятия Решений как описано ниже:
- А) Презентация Предложения: Сначала, Предлагающий может описать Напряжение и представить соответствующее Предложение. По запросу Предлагающего, Фасилитатор может разрешить другим помочь сформировать Предложение. Однако, Фасилитатор должен фокусировать такую помощь исключительно на получении первоначального Предложения, которое сняло бы Напряжение Предлагающего. Фасилитатор должен запрещать любые дискуссии, кроме обсуждения Напряжения или соображений относительно Предложения.
- Б) Уточняющие вопросы: Когда Предлагающий внёс Предложение, другие участники могут задавать вопросы, чтобы лучше понять Предложение или стоящее за ним Напряжение. На каждый такой вопрос Предлагающий может ответить или отклонить его. Фасилитатор должен останавливать любые реакции или мнения относительно Предложения, прерывая обсуждению любого рода. Участники также могут попросить Секретаря прочитать Предложение, или обратиться к действующему Законодательству, во время этого шага, или любого другого, где участнику разрешено говорить, Секретарь обязан это сделать.
- В) Раунд реакций: Далее, каждый участник, кроме Предлагающего, может поделиться реакцией на Предложение в порядке очереди. Фасилитатор должен немедленно останавливать любые комментарии вне очереди, любые попытки вовлекать других в диалог, любые реакции на реакции других участников, вместо реакций на Предложение.
- Г) Изменение и уточнение: Далее, Предлагающий может прокомментировать любые реакции и внести правки в Предложение. Однако, основное намерение таких правок должно заключаться в попытке лучше снять Напряжение Предлагающего, а не Напряжения, обозначенные другими. Фасилитатор должен немедленно останавливать комментарии от других участников, кроме Предлагающего и Секретаря. Любое взаимодействие с Секретарём должно быть направлено на внесение правок в Предложение.
- Д) Раунд Возражений: Далее, каждый участник в порядке очереди может делиться сомнениями относительно принятия Предложения. Фасилитатор должен или записать эти сомнения как Возражения, или проверить их на соответствие критериям Возражений, и записать те Возражения, которые им соответствуют. Если не нашлось Возражений, то Предложение принимается. В процессе проверки сомнений и фиксации Возражений, Фасилитатор должен останавливать любые попытки обсуждения или ответы от других участников, кроме Возражающего.
- Е) Интеграция Если нашлись Возражения, Фасилитатор далее сосредотачивается на них в порядке очереди. Для каждого - участники ищут потенциальное изменение Предложения, снимающее Возражение. Фасилитатор отмечает Возражение как разрешенное, как только Возражающий подтверждает, что измененное предложение не вызывает того же Возражения, и Предлагающий подтверждает, что оно по прежнему снимает исходное Напряжение. Во время этого шага, Фасилитатор должен применять правила интеграции, описанные в этой главе. Когда все Возражения разрешены, Фасилитатор возвращается обратно к раунду Возражений с изменённым Предложением.
5.5 Нарушение процесса"Нарушение процесса" происходит, когда Круг демонстрирует поведение или результаты, которые нарушают правила Конституции. Фасилитатор или Секретарь Круга могут объявить Нарушение Процесса в этом Круге или каком-либо его Под-Круге на основе своих суждений. Любой заинтересованный Партнер также может запросить Фасилитатора рассмотреть Под-Круг с целью поиска потенциального нарушения процесса, и Фасилитатор должен провести аудит встреч Под-Круга и его законодательства по запросу, а также объявить о нарушении процесса, если таковое будет обнаружено.
5.5.1 Отказ от неудачного ЗаконодательстваФасилитатор Круга может объявить в Круге Нарушение Процесса, если по Предложению не удаётся прийти к заключительному решению после того как на это потрачено достаточно времени и усилий.
5.5.2 Восстановление процессаКогда уполномоченная сторона объявляет в Круге Нарушение Процесса, происходит следующее:
- А) Фасилитатор получает полномочия оценивать логику и релевантность любых аргументов, чтобы проверить на действительность Предложение или Возражения в Круге; и
- Б) Фасилитатор Супер-Круга получает Проект на восстановление процесса в рамках Круга; и
- В) Фасилитатор Супер-Круга получает полномочия перенять Роль Фасилитатора или Секретаря в Круге; и
- Г) Фасилитатор Супер-Круга может назначить дополнительного Лидера Круга на время Нарушения Процесса. Любые решения, которые этот человек принимает как Лидер Круга, имеют приоритет над конфликтующими решениями других Лидеров Круга или отменяют такие решения.
Эти полномочия заканчиваются как только по оценке Фасилитатора Супер-Круга нарушенный процесс в Круге восстановлен.
Если у Круга с Нарушением Процесса нет Супер-Круга, то все перечисленные выше полномочия даются Фасилитату данного Круга.
5.5.3 Эскалация нарушения процессаНарушение Процесса в одном Круге не рассматривается как Нарушение Процесса в его Супер-Круге автоматически. Однако, если оно остаётся неразрешенным неадекватно долго, то считается что в Супер-Круге тоже Нарушение Процесса.